НОРМЫ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ
1 класс - 25-30 слов в минуту;
2 класс - 1 полугодие: 35-45 слов в минуту; 2 полугодие: 45-55 слов в минуту;
2 класс - 1 полугодие: 35-45 слов в минуту; 2 полугодие: 45-55 слов в минуту;
3 класс - 1 полугодие: 55-65 слов в минуту; 2 полугодие: 65-75 слов в минуту;
4 класс - 1 полугодие: 75-85 слов в минуту; 2 полугодие: 85-95 слов в минуту
Требования к уровню сформированности
навыка чтения.
I класс.
Правильное, сознательное чтение целыми словами с элементами слогового чтения
многосложных слов. Темп чтения — 45-50 слов в минуту.
II класс.
Сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами. Темп чтения
незнакомого текста — не меньше 70 слов в минуту.
III класс.
Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами.
Соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) с
содержанием читаемого текста. Темп чтения — 100 слов в минуту.
IV класс.
Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных
норм литературного произношения. Осознанное чтение про себя любого по объёму и
жанру текста. Темп чтения не меньше 120 слов в минуту.
_________________________________________________________________________________
Как помочь ребенку стать читателем
Люди перестают
мыслить, когда они перестают читать.
Д. Дидро
Как правило, в каждом классе есть две
группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и
много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это
лишь по принуждению. Именно вторая группа учащихся чаще всего вызывает особое
беспокойство учителей и родителей.
Дети, которые не любят читать, нередко
плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка
чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В
этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны
чтения. Чтение, как любой другой навык, требует специальных усилий и времени
для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого
на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения ребенок
нуждается в систематических, ежедневных упражнениях.
Специалисты, занимающиеся проблемами
детского чтения, утверждают: для улучшения навыков чтения особенное значение
имеет эмоциональное состояние ребенка. Родителям необходимо помнить, что
ребенок, любимый ими независимо от своих недостатков, получающий эмоциональную
поддержку взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается чему бы то ни
было, в том числе и чтению.
Между тем многие третьеклассники владеют
техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и
самостоятельными читателями. Родители нередко сетуют на то, что ребенок не
проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у телевизора
или компьютера. Потребность в чтении не возникает сама собой и не складывается
в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо.
Любовь к чтению закладывается годами, и
первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родите-лей.
Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит
родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном?
Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской
литературы? Как правило, читать любят дети читающих родителей.
_________________________________________________________________________________
Советы
родителям
Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным
отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского
психолога В. Уильямса. Вот некоторые из них.
·
Наслаждайтесь чтением сами и вырабатывайте у детей отношение к чтению как к
удовольствию.
· Пусть
дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь,
заучивайте от-рывки, делитесь прочитанным и т. п.
·
Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте
в качестве подарков.
· Пусть
дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.
п.)
· На
видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении
(сколь-ко книг прочитано и за какой срок).
·
Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т. п.).
· В
доме должна быть детская библиотечка.
·
Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом
(например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
·
Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой
поставлен фильм.
· По
очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами,
вместо того чтобы смотреть телевизор.
·
Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать. Разгадывайте с детьми
кроссворды и дарите их им.
·
Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык
и уверенность в себе.
·
Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
·
Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов,
комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети читают все, что им нравится.
· Детям
лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них
появляется ощущение законченности и удовлетворения.
· Пусть
дети каждый вечер читают, перед тем как уснуть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий